Культурно отдохнуть за решеткой // В колониях Татарстана строят кафе и бары
11 апреля 2008 года

Каникулы для осужденного
Месяц назад в "четверке" начал работу первый в Татарстане культурно-развлекательный комплекс "Отпускник" (КРК) - место, где лица, преступившие закон, могут реализовать свое право... на ежегодный оплачиваемый отпуск. Таковой согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ предоставляется не всем осужденным, а лишь тем, кто за решеткой занимается общественно-полезными работами. Трудягам положены две недели отдыха. Передовикам производства могут дать 18 дней, несовершеннолетним - до 24.

Теоретически отпускники имеют право провести свои "каникулы" за пределами колонии (исключение для рецидивистов, осужденных на пожизненное лишение свободы, ВИЧ-инфицированных, больных открытой формой туберкулеза и пр.). Но на практике гульнуть на свободе удается единицам - слишком велик риск того, что зэк не вернется в колонию или, не дай бог, совершит за дни отпуска еще какое преступление.

"Вот и получается - право на отдых вроде есть, а отдыхать негде", - сказал корреспонденту "ВК" начальник ИК-4 Юрий Арбузов. В уголовно-исполнительной системе он работает 27 лет, говорит, когда начинал, о трудовом стаже и отпусках "контингента" никто и не заикался, но с тех пор многое изменилось. Идея построить место культурного отдыха для отпускников родилась у Юрия Арбузова в 2006 году, в середине 2007-го в колонии началось строительство, а в марте этого года уже перерезали ленточку.

Культурно-развлекательный центр расположился в пристрое к зданию столовой. Симпатичная современная отделка, летнее кафе, и за столиками - с отдыхающие в черных робах. Впрочем, одинаковая одежда не мешает зэкам пользоваться преимуществами "отпускного" режима: у входа в кафе можно свободно курить, а при визите начальства не обязательно вставать-докладывать, кто ты такой и по какой статье осужден.

Официант, сладкое
...Поднимаемся по ступенькам, и прямо перед нами - маленький гардероб, где аккуратно, козырьками вниз, висят черные головные уборы. Справа - бильярдный зал, слева - барная стойка. Сегодня в меню - два салата: капуста с яблоками и она же с морковью, на первое - лапша домашняя за 21 рубль 10 копеек, на второе - жареные окорочка с чесноком (19 руб.), отварной рис, жареная горбуша (12,5 руб.), мясо в горшочке. Готовят все это в столовой колонии. При желании можно заказать и другие блюда, но делать это лучше заранее.

На витрине - большой выбор сладкого: рулеты, конфеты, шоколад, вафельные торты. Не поверите, но все это пользуется у мужчин большим спросом. Среди напитков - на выбор соки, минеральная и газированная вода. И никакого намека на что-нибудь погорячее.

- Могу предложить коктейль - мороженое с натуральным соком, - говорит 20-летний официант Наиль Амирханов, осужденный за грабеж. На свободе он тоже работал официантом - в "Макдоналдсе" и, сравнивая два заведения, утверждает, что здесь лучше: клиентов меньше, они более терпеливые, еду на пол не роняют и посуду не бьют.

- А чаевые оставляют?

- Не положено. Наличные деньги запрещены правилами внутреннего распорядка, у каждого - свой лицевой счет, с которого просто списывается определенная сумма.

Самый крупный заказ, который довелось обслуживать Наилю, был на 1,5 тысячи: компания из четырех осужденных отмечала день рождения. В будущем при кафе, по просьбам посетителей, планируют открыть мини-кофейню, а в меню включить шашлык. Площадку для мангала уже расчистили, с мясом проблем нет - в колонии есть свое подсобное хозяйство.

А вообще-то много есть здесь не принято: деньги осужденные берегут. За решеткой ведь много не заработаешь. Занятым на подсобных работах платят рублей 200 - 300. Больше всех, 2300 рублей и выше, получают те, кто занят на металлургическом производстве - колония по тендеру производит кронштейны и кабины для "КамАЗов".

На завтрак, обед и ужин отпускники ходят вместе с остальными. Правда, в отличие от камерной атмосферы кафе с отдельными столиками общая столовая на 240 человек и прием пищи по команде к душевному общению не располагают.

Чтобы поиграть в русский бильярд, приходится занимать очередь. Стол-то всего один, несколько лет назад его подарила исправительному учреждению одна из казанских организаций. Маркер Ленар Гайфутдинов, негласный чемпион колонии по бильярду, объясняет новичкам правила и дает советы по ходу игры. Говорит, желающих загнать шар в лузу столько, что заведение могло бы работать круглые сутки. Но режим в зоне строгий: в 22 часа - отбой. Кстати, играть за одним столом осужденным и охране строго запрещено. Важно держать дистанцию.

В третьей комнате развлекательного центра - декоративный камин, над которым - плазменный телевизор, DVD и музыкальный центр. На стенах - картины: березы днем, березы вечером. Здесь же - столики, за которыми можно сыграть в нарды и шахматы. Фигурки сделаны руками осужденных. Часть стены оформлена под искусственный камень. Ни за что не догадаетесь, как это сделано, уверяют сотрудники колонии. И тут же открывают секрет. Умельцы взяли тару из-под яиц, вымочили ее в воде, смешали с цементом, придали нужную форму, а затем покрасили.

Над шахматной доской склонился 31-летний Ленар Хасанов. До выхода на свободу ему осталось два месяца. Говорит, что поэтому и решил пойти в отпуск, скоро ведь придется к новой жизни привыкать. Сегодня он успел поиграть в шахматы и посмотреть телевизор. С особым интересом осужденные следят за новостями об избранном президенте Дмитрии Медведеве. Надеются, что после его инаугурации в стране будет объявлена амнистия.
- Когда строили, даже не думали, что так шикарно все получится, - удивляется один из авторов проекта Олег Кожевников, осужденный за убийство по неосторожности. - Я вот 13 лет сижу, в разных колониях был, и такой подход впервые вижу. Если получится, может, еще игровую приставку "Sony" в клубе поставят, спонсоры уже есть. Тут телевидение приезжало снимать, так жена меня как увидела за бильярдным столом, долго возмущалась: "Вот как ты тут отбываешь наказание, возвращаться не хочешь!". Хотя свободы, конечно, ничто не заменит - пусть и золотая клетка, но клетка.

На самом деле клетка в колонии всего одна. Держат в ней двухметрового кабана по кличке Вован. Говорят, если бы не железные прутья, хряк давно бы вырвался - такой сильный. Остальные обитатели свинарника ведут себя спокойнее. Лишь малыши-поросята задирают друг друга. Всего в хозяйстве сейчас 120 свиней. Растят их не на продажу, а на убой - в колонии 1900 осужденных. Скоро в хозяйстве появятся свои кролики и куры.

Культуру - в массы!
- Если бы мне десять лет назад сказали, что в наших колониях будут строить мечети, церкви и кафе, я бы ни за что не поверил, - сказал мне заместитель начальника управления ГУФСИН РФ по РТ Рафаиль Давлеев. - Когда-нибудь и у нас будут отдельные камеры для осужденных, это же общемировая практика. Вот в ИК-18 Казани смогли перестроить общежитие на 150 человек, сделали там комнатки на 3 - 5 кроватей - тут же количество инцидентов среди осужденных сократилось. Но чтобы это внедрить повсеместно, нужны очень значительные средства...

- А нижнекамский опыт перенимать будете?

- Обязательно! Учреждения "Отпускник" скоро появятся в ИК-19 Казани и ИК-5 Свияжска. Я считаю, что даже в наказании должен быть дифференцированный подход. Чтобы у каждого человека было к чему стремиться - работать, становиться на путь исправления, сотрудничать с администрацией. В конце концов, любому человеку необходимо немножко побыть одному. В условиях колонии это не всегда возможно, и вот такие маленькие, локальные участки "свободы" - очень полезны.

Ирина ПЛОТНИКОВА, "Вечерняя Казань"